Драма «Давыл»

23.03.2016

Драма «Давыл» посвящена нелёгкой, трагической судьбе некоторых членов семьи известного рода Тукаевых, которые своими религиозной, просветительской и меценатской деятельностями восславили село Стерлибашево на всю Россию и весь тюркский мир. Риза Фахретдинов в книге «Асар», вышедший в двух томах в 1909 году пишет: «…  Тукаевы дали возможность превратить Стерлибашево в известный уголок чистого просвещения».

Тукаевы держали связь с восточными и европейскими прогрессивными учёными и писателями. По указу царя от 22 августа Нигматулла Биктимеров (Тукаев) назначается хазратом в медресе, имамом в мечеть. Он был зачинателем, организатором в селе гражданских и общественных дел, обрядов, ритуалов, которые затем прочно вошли в быт жителей: таких как сход населения, проведение свадеб по определённому обычаю, поминок по истечении трёх дней после смерти, семи дней, сорока дней, года, других правил по упорядочению жизни села. Именно при нём начались работы по озеленению села. Но еще больше заслуг имел Нигматулла хазрат в деле просвещения населения. Одной из его больших забот было накопление книг в медресе. Нигматулла хазрат нередко отправлялся в дальние поездки, чтобы отпечатать необходимые книги.  Он и сам был автором нескольких книг, изданных печатным способом. В период, когда настоятелем медресе был Нигматулла хазрат, в село была подведена вода по деревянным трубам из родника, обустроен фонтан. В городке медресе была построена необходимая инфраструктура для учёбы и быта: дэресхана, ашхана, сухана, кунакхана, мосафирхана, магазин, две бани. В любое время суток можно было пользоваться горячей водой.

Во времена Мухамматхариса (сына Нигматуллы имама) обучение в Стерлибашево еще более совершенствуется, расширяется объем знаний, даваемых воспитанникам. Возросло число шакирдов и учителей, улучшилось преподавание отдельных наук. В 1858 году расширяется здание мечети. Она стала вмещать до 400 человек. Теперь уже в Стерлибашево приезжают для усовершенствования своих знаний даже муфти – хазраты. Во время пребывания в Стерлибашево они строили дома для себя и,  уезжая, дарили их нуждающимся сельчанам. Мухамматхарис хазрат сам был высокообразованным человеком и не жалел сил, чтобы учить людей. Он уважительно относился ко всем, был добр и щедр. Двери его дома были открыты для всех. Он также проявлял большую заботу о лечении больных. Слава о Мухамматхарисе хазрате дошли до царя Александр II, который указом от 16 августа 1869 года удостоил его звания тархана.

Тукаев Мухамматшакир Мухамматхарисович (1862 – 1932) – депутат Государственной Думы второго и третьего созывов от Уфимской губернии. Образование получил в Стерлибашевском медресе и два года обучался в Оренбургской татарской учительской школе.

Крупный землевладелец (360 десятин). Был гласным Стерлитамакского уездного земства, членом Уфимского губернского статистического комитета. Член партии «Иттифак эль муслимин», делегат второго мусульманского съезда (январь 1906 года, в г. Петербург). В 1907 – 1912гг. депутат Государственной Думы, член мусульманской фракции. Участник мусульманского съезда, посвященного вопросам реформирования религиозного управления (июнь 1914., Петербург). Автор книги «Тарихы Эстарлибаш» (выпуск- 1899г., г. Казань). Будучи депутатом Государственной Думы, М. Тукаев являлся активным организатором и меценатом  строительства  мусульманской мечети (Җамигъ)  в городе Санкт – Петербурге При нем строятся еще две мечети, а количество медресе доходит до 40!  Шакирды обучались по прогрессивному методу обучения (джадит ысулы) и, кроме религиозных предметов, изучали географию, математику, биологию, разные языки (фарси, тюрки, арабский), историю, природоведение. Вместо оценок хальфы пользовались следующими терминами: такдим – слабо, а значит нужно стараться; таксин – отлично.

В драме Зульфии Гизетдиновой «Давыл» рассказывается о дореволюционной жизни семьи Мухамматшакира Тукаева и трагической судьбе его дочерей, дважды репрессированнных как «враги народа». Их мужья приговорены к высшей мере наказания, сами, чудом выжили в нечеловеческих условиях лагерей, потеряли детей, здоровья, имущества… Прошедшие все круги ада, они были вынуждены молчать о своем происхождении, но ни одна из них не предала дочернюю любовь к своему отцу и знаменитым предкам…