Аналитический семинар по вокалу

4.04.2017

Культурно-досуговая сфера разнообразна своими направлениями творчества, идеями и замыслами. Работа специалистов культурно-досуговых учреждений имеет свои особенности – каждый должен владеть не только методами привлечения участников, но и вовремя переключаться с одного жанра на другой, иметь четкое представление о том или ином направлении сценической работы. Особенно это важно в направлении вокального искусства, где существуют свои тонкости, грани и вариации, отличные от бытового песенного исполнения.

Помочь направить руководителя самодеятельного вокального коллектива в правильное русло – задача непростая, но выполнимая. Выполнима, прежде всего, при стремлении руководителя сельского клуба к самообразованию.

Именно в целях совершенствования исполнительского мастерства вокальных коллективов 31 марта в рамках конкурса вокальных коллективов “Стерлибашевские голоса” был организован семинар-практикум. Специально для его проведения был приглашен независимый консультант, профессионал, имеющий навыки работы с самодеятельным коллективом, заслуженный работник культуры Республики Башкортостан, преподаватель отделения музыкального искусства эстрады башкирского республиканского колледжа культуры и искусства Гильманова Малика Нажиповна. Она дала подробный анализ выступлению каждого коллектива. По ее мнению, в нашем районе прекрасный состав коллективов, есть ансамбли, завораживающие своим исполнением. Но у всех есть как достоинства, так и недостатки (назовем их пробелами), с которыми необходимо работать и которые под силу устранить плодотворным трудом и совместными усилиями, привлекая для консультации специалистов. Например, расхождение с фонограммой, культура звука, отсутствие унисона, крикливое пение, “каменные лица”, вялый аппарат, дикция, музыкальное сопровождение – караоке, “боязнь” микрофона.  

В представлении же обычного заурядного самодеятельного коллектива понятие “песня” определено, прежде всего, выбором репертуара, зачастую не всегда выгодного для данного ансамбля, и принципом “петь как все”, что не всегда является верным решением.

Сегодня, после проведения огромной работы в направлении развития вокального искусства в районе, учитывая старания и активность местных коллективов, пожелаем их руководителям и участникам идти вперед, преумножая достигнутые успехи, с четкой позицией, что искусство песни подразумевает в себе не только выбор произведения, выучивание его наизусть и исполнение в красивых костюмах. Участники коллектива должны быть едины в принятии целого ряда составляющих, который поможет стать одним целым Ансамблем (в переводе с французского ensemble — совокупность, согласованность, единство частей, образующих что-либо целое), в том числе: исполнительское мастерство, чистая интонация, чистый унисон, баланс голосов, ведение звука, манера исполнения, создание образа, эмоциональность, правильность дыхания, хорошая дикция, динамические оттенки, соответствие репертуара возрасту участника, правильно выбранное сопровождение и ещё многие важные моменты.

Надеемся, что все услышанное, станет для наших ансамблей стимулом к дальнейшему совершенствованию.